Попробуем определить, какие функции выполняет кошка в мифах, сказках, народных верованиях и художественной литературе. Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По преданию, он сотворён из рукавицы Девы Марии, "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах. При этом кошка в русской мифологии – одно из самых загадочных животных. Например, по уральским поверьям, таинственная земляная кошка охраняет клады. Ее можно узнать по горящим ушам, которые торчат из-под земли, тогда как саму кошку не видно. Земляную кошку боятся волки, когда она показывает уши, а людям она не страшна, хотя может напугать. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы. С кошкой связано множество суеверий: черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем, трехцветная кошка отгоняет нечистую силу, ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.
Можно сказать, что в славянской мифологии кошка выполняет четыре функции: "кошка-демон", "кошка-домовой", "кошка-творец - кошка-разрушитель", "кошка-проводник". В мифологии кошка нередко выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы, а результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть. У наших предков, есть цикл сказок об Иване-Кошкине сыне. Кот (иногда – добрый Кот Котович, брат Ивана Царевича) предстаёт в наших сказках так же и в виде страшного, зловещего "Котища-вытаращи глазища", угрожающего съесть героя. Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др. Ко второй группе можно отнести те примеры, в которых кошка выступает в роли домового. Все случаи, которые мы относим к этой группе, связаны с устройством дома, с жизнью в нём и с хозяйством. На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать. Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. В этом ей могут помогать и другие животные.
Третья группа представлений о кошке связана с тем, что фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки в славянских легендах неоднозначен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает. В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.Многие из нас с симпатией и нежностью относится к кошкам, поэтому словосочетание «кот-Баюн» мы воспринимаем однозначно – как описание уютного, мурлыкающего, убаюкивающего, мягкого и тёплого животного. Даже небезызвестный успокоительный препарат для животных так называется. Но не ошибаемся ли мы? Кто такой этот кот Баюн? Оказывается, в русском фольклоре этот зверь далеко не столь безопасен и мил. Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – трогательное и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном, который сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд".
В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Само имя кота Баюн – происходит от русского слова «баять» — рассказывать (слово «убаюкивать» имеет тот же корень, однако в значении «усыплять» стало использоваться намного позже). Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Устоять и не заснуть оказывается очень сложно. В одной сказке умная жена напутствует мужа, которому надо добыть кота: «Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – кот Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а инде и катком катись; а если уснёшь, кот Баюн убьёт тебя!». Или вот еще «сказочная» цитата: «Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать». Однако зачем же идут к такому страшному и коварному зверю люди, герои сказок? Оказывается, если кота должным образом смирить и взять в союзники, его сказки и пение становятся целебными. Во многих историях они спасают смертельно больных друзей, давая возможность героям сказок жить долго и счастливо. Да и просто дружба замирённого кота Баюна – вещь полезная! Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным.
Мудрость издавна приписывалась кошке, и это нашло отражение в образах сказочных учёных и сообразительных котов. О ценности кошки свидетельствует и то, что она часто бывает наградой герою сказки за труд или полезным помощником, подсказывающим в беде и избавляющим от несчастий; например, в одной из сказок кот даже учит героя добывать огонь. В следующей, четвёртой группе кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. В фольклорных представлениях кошка является и связующим звеном между мирам. Наши предки считали, что все слепорожденные животные видят злых духов. К этой категории, безусловно, относится и кошка, которая стоит на границе миров и приводит в "наш" мир существ из "иного" мира. В русских сказках что бы ни делала кошка, она всё равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку "Мудрая жена", где человек продаёт кошку на корабль, отправляющийся в далёкую страну, где кошки не водятся. Там она помогает "корабельнику", к которому успела привязаться, убив угрожающих ему крыс только из чувства преданности, не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – "корабельник" – продаёт кошку за большую сумму денег. Эта сказка отличается ещё и тем, что здесь кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек. Но кошка - не безупречная героиня фольклора. Плутовские свойства кошки сближают её с лисой. В сказке "Кот и лиса" кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.
"У мужика был шкодливый кот. Он надоел мужику, и тот бросил кота в мешке в лесу. Кот стал в лесу жить, и вскоре познакомился с лисой. Он назвался ей Котофеем Ивановичем, и они поженились. Медведь и волк захотели на диковинного зверя посмотреть и принесли коту мясо быка и барана. Сами они рядом схоронились. Кот разодрал всю еду (т.е. съел). При этом он мяукал, да так, что волку и медведю слышалось "мало". Вскоре у волка мышцы болеть стали, и он пошевелился. Кот подумал, что это мышь, и бросился на несчастного. Волк в испуге удрал, а кот прыгнул на дерево. Там медведь сидел. Медведь тоже испугался и убежал, а кот с лисой вместе жить стали припеваючи.
Отметим еще, что кошка совершает все свои поступки обдуманно. Она очень хитра и устраивает всё так, как ей удобно. И это вновь сближает её с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Это видно из сказки "Кот, петух и лиса", где лиса всё время пытается украсть и съесть петушка, а кот всё время спасает его и в конце концов наказывает лису. В сказке "Баба Яга" кот, принадлежащий самой бабе Яге, помогает героине, попавшей в беду, за её доброту. Несмотря на это, он всё же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок. Кошка может принадлежать злым существам (например, ведьме, бабе Яге), красть что-либо у хозяев, врать, но она всё равно будет помогать или совершать разные другие положительные поступки. Цвет кошки в сказках может быть любым, но если предпочтение оказывается чёрному окрасу, это свидетельствует о мистических чертах кошки. Итак, кошка приобретает ещё одну, свойственную ей функцию – "кошка-помощник". Несмотря на это, кошка продолжает оставаться таинственной, непостижимой, так как мотивы её поступков далеко не всегда ясны. В целом можно сказать, что фольклорный кот несет в себе целый набор черт трикстера - т.е. существа, не подчиняющегося общим правилам поведения, вносящего в жизнь в негативном случае хаос, а в позитивном - игру. Маленький пушистый Локи.
Иван Вилибин. Кот ученый. 1910
У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Пойдёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит... Руслан и Людмила
Так иногда лукавый кот, Жеманный баловень служанки, За мышью крадётся с лежанки: Украдкой, медленно идёт, Полузажмурясь подступает, Свернётся в ком, хвостом играет, Разинет когти хитрых лап И вдруг бедняжку цап-царап. Граф Нулин
«В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть, — со всех сторон окружало её пламя. Бедное животное жалким мяуканием призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на её отчаяние. «Чему смеётеся, бесенята, — сказал им сердито кузнец. — Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз. «Ну, ребята, прощайте, — сказал он смущённой дворне, — мне здесь делать нечего. Счастливо, не поминайте меня лихом». Дубровский
"Приедается всё, лишь тебе не дано примелькаться", - писал Борис Пастернак... ну конечно же о коте, что бы там ни говорили литературоведы.
Тема кота - вечная и неисчерпаемая, и это доказывает наш литературно-художественный котальманах "Коты через века". 21 век остается таким же котолюбивым, как 19-й и 20-й. Авторы очередного выпуска котоальманаха alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat желают вам, друзья, приятного чтения!
Древнейший литературный жанр, в котором издавна "поселились" кошки, – это басни, начиная с Эзопа. В России басни приобрели популярность со второй половины XVIII века. Басенные коты олицетворяли такие людские пороки, как хитрость, жадность, коварство: "Свирепый тот мучитель-кот!" (А. Сумароков. "Кот и Мышь"), ":под видом кротости он враг наш" (И. Дмитриев. "Петух, Кот и Мышонок"), ":коты и все умны, но только лицемерны" (А. Измайлов. "Чёрный Кот"), "Что тягостно уму, того не нужно знать" (В. Жуковский. "Кот и зеркало"), "Известных я врагов всегда предпочитаю Друзьям, которые царапать мастера" (В. Пушкин. "Кот и Моська"), "Худые песни соловью в когтях у кошки" и "А Васька слушает да ест" (И. Крылов. "Кошка и Соловей", "Кот и Повар").
В повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим.
"Привез сотник молодую жену в новый дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела собою была молодая жена; только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши... Настала ночь: ушел сотник с молодою женой в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу – лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку".
Кошку-демона мы видим и в повести Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала": "Басаврюк ударил кулаком, и стена зашаталась. Большая чёрная собака выбежала навстречу и с визгом, оборотившись в кошку, кинулась в глаза им. "Не бесись, не бесись, старая чертовка!" – проговорил Басаврюк: Глядь, вместо кошки старуха, с лицом, сморщившимся как печёное яблоко, вся согнутая в дугу; нос с подбородком словно щипцы, которыми щёлкают орехи".
В другой гоголевской повести "Старосветские помещики" кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти. "Пульхерия Ивановна заметила пропажу кошки, послала искать ее, но кошка не находилась. Прошло три дня; Пульхерия Ивановна пожалела, наконец, вовсе о ней позабыла. В один день: слух ее был поражен самым жалким мяуканьем. Она, как будто по инстинкту, произнесла: "Кис, кис!" – и вдруг из бурьяна вышла ее серенькая кошка, худая, тощая; заметно было, что она несколько уже дней не брала в рот никакой пищи. :Пульхерия Ивановна протянула руку, чтобы погладить ее, но неблагодарная выпрыгнула в окошко, и никто из дворовых не мог поймать ее. Задумалась старушка. "Это смерть моя приходила за мною!" – сказала она сама в себе, и ничто не могло ее рассеять". Здесь кошка выступает в роли проводника из одного мира в другой. Таким образом, "в мифопоэтике Гоголя приход – уход животного означает раздел мира на живое и мёртвое".